Обвал сырьевого рынка оставил более глубокие следы на горнодобывающем регионе Чили, чем предшествовавший до этого бум.
По дороге в небольшой шахтерский городок Сьерра-Горда, административный центр одноимённой коммуны в составе провинции Антофагаста, можно встретить много заброшенных поселков, в которых когда-то жили и работали шахтеры медных рудников.
Сьерра-Горда сам выглядит так, что вот-вот повторит печальную судьбу соседей и это несмотря на работающую рядом медедобывающую шахту. Чили, крупнейший в мире производитель меди, получила значительную выгоду от спровоцированного китайским спросом сырьевого бума. Хотя единственным подтверждением тучных лет в городе — недавно установленные фонари уличного освещения.
От Чили до Китая все острее понимание, что исключительный по своим масштабам бум сырьевых товаров окончательно и бесповоротно закончился. Это также осознают и на глобальном сырьевом рынке.
9 декабря котировки акций горнодобывающих и нефтяных компаний в очередной раз ушли далеко вниз после того как цена за тонну железной руды опустилась ниже $40 (впервые за последние 10 лет), а за баррель нефти марки Brent ниже $39 (впервые с 2009 г.)
В тот же самый день южноафриканская горнодобывающая корпорация Anglo-American Plc объявила об увольнении 85 тыс. сотрудников (почти две трети от всего персонала компании по всему миру) и приостановке выплат дивидендов как минимум до конца 2016 г, сообщает британский журнал The Economist.
Главный вопрос на сырьевом рынка сегодня когда (или вообще когда-либо) восстановится китайский спрос. Обнародованные на прошлой неделе статистические данные, указывающие на снижение импорта и экспорта Китая в ноябре, были по разному интерпретированы быками и медведями.
Несмотря на падение общей стоимости импорта сырья по сравнению с прошлым годом, общий объем меди, железной руды и сырой нефти слегка вырос по сравнению с предыдущим месяцем, утверждает консалтинговая фирма Capital Economics.
Однако имея запасы сырья на максимально высоком уровне, даже эта противоречивая статистика из Китая вызывает в основном беспокойство.
Ситуация с предложением более четкая, но не менее тревожная. ОПЕК спровоцировал последний обвал нефтяных цен своим отказом от щедрых квот на производство “черного золота” в ходе ежегодной встречи 4 декабря.
Похожей тактике придерживаются и крупнейшие в мире горнодобывающие компании BHP Billiton и Rio Tinto, которые продолжают наращивать производство железной руды и других металлов, увеличивая ущерб своим более слабым конкурентам, в первую очередь Anglo-American.
Переизбыток присутствует во всей цепочке предложения. Сталелитейная промышленность — красноречивый пример. Согласно оценке экспертов швейцарского банка UBS сегодня в мире производится примерно на треть больше стали, чем необходимо рынку.
Китай выпускает около половины от глобального ежегодного объема в 1,6 млрд тонн. Согласно другой оценке убытки сотен китайских сталелитейных компаний за первые 10 месяцев года составили $11 млрд, что в два раза больше полученной ими в прошлом году прибыли.
Ненужные объемы сырья продолжают поступать на глобальный рынок несмотря на потери. Обнародованная на прошлой неделе статистика утверждает, что с января по ноябрь 2015 г. Китай экспортировал более 100 млн тонн.
Это больше, чем общее производство стали в любой другой стране кроме Японии. Подобный переизбыток предложения не исчезнет в один миг, что, безусловно, не радует такие места, как чилийский Сьерра-Горда.